Потные мужчины, а если очень повезёт, то и женщины

Единоборства, да.

Очередная порция видов спорта, которые тяжело снимать. Не обязательно физически, проблема скорее в сложности поймать момент. Очень много зависит от удачи.

Не знаю, как вы, но когда я думаю о красивом экшн-кадре то в голове возникает картина, где один боксёр бьёт другого в лицо, и вокруг разлетаются капли пота.

(Если автор фото не указан, значит оно моё)

 Типа такого. Кадр из какого-то фильма, кажется

Типа такого. Кадр из какого-то фильма, кажется

(Открою маленький секрет: по большей части это не пот там разлетается, а вода, которой поливают бойцов между раундами)

Вроде всё так просто… Однако если вы погуглите картинки по запросу "бокс", то увидите, какая это редкость - кадр, где кулак приложен к лицу противника. Часто момент упущен, и вы видите то, что произошло уже после: кулак где-то летит по остаткам инерции, а лицо пострадавшего имеет уже вполне человеческий вид. А снимают это, на минуточку, большие спецы в этом деле!

Для начала давайте рассмотрим, наверное, самый простой для съёмки, из всей плеяды единоборств, вид, - бокс.

Очень удобно, что:

- Ринг - это возвышенность, так что фотограф автоматически попадает в идеальную позицию снизу.

 Я у ринга слева в светлой кофте. Кто автор фото - к сожалению не знаю.

Я у ринга слева в светлой кофте. Кто автор фото - к сожалению не знаю.

- Канаты позволяют снимать достаточно свободно, создавая проблемы лишь только когда спортсмены находятся рядом с вами. Для примера, если взять смешанные единобоства, то за рубежом проводятся на многоугольной арене, окружённой сеткой рабица, и единственный вариант у фотографов - снимать сквозь неё, что совсем не весело.

 Очередной упущенный момент. И эта дебильная сетка. И ноги ужасно обрезаны. Автор фото неизвестен.

Очередной упущенный момент. И эта дебильная сетка. И ноги ужасно обрезаны. Автор фото неизвестен.

- Бой ведётся только кулаками, можно и нужно брать крупно верхние части тела.

Всё остальное - проблемы.

Собственно, за весь бой ни один из соперников может просто не провести ни одного такого удара. По-крайней мере на уровне наших местных спортсменов это редкое событие. Может быть на профессиональном уровне это встречается чаще, не знаю.

Допустим, такой удар произошёл, но…

- Вы держали в фокусе не того спортсмена

- Фокус тупо не успел, или вообще уехал

- Между вами и боксёрами встал судья

- Боксёры находятся в таком положении относительно вас, которое не позволяет сделать красивый кадр. Например, стоя спиной, или слишком близко к вам.

 Вещей, которые могут испортить кадр - миллион

Вещей, которые могут испортить кадр - миллион

Чаще случаются относительно удачные попадания в голову или удары по касательной, но мы же не о битье куклы говорим, и вполне естественно, что боксёр, в которого метят делает что..?

DSC_1574.jpg

Конечно он группируется, закрывается руками и плечами, уворачивается. Вроде ему и прилетело, но как-то... никак для кадра.

 Ни то ни сё

Ни то ни сё

Таким образом, чтобы иметь возможность получить желаемый кадр, нужно быть огого, каким удачливым с. сыном.

Зато мне удалось сделать другой шикарный кадр, да ещё и на тот старый пентакс, и до сих пор не снял чего-то настолько же интересного:

Теперь, если взять, скажем, тайский бокс, ко всему этому добавится проблема кадрирования, поскольку бойцы задействуют все конечности, махают ими всюду, и им будет больно, если вы начнёте их отрезать как попало. Всегда и везде есть место плотному кадрированию, однако в нашем случае это сюжет с очень (ОЧЕНЬ) низким процентом годных кадров. Вы можете отснять весь бой на “безопасный“ широкий угол, и так и не получить ни одного хорошего момента, чего уж там говорить про крупные планы. Поэтому, чтобы показать всю красоту этого вида единоборств, будем стараться брать одного или обоих спортсменов в полный рост, при этом не захватывая ничего лишнего. Я практически никогда не имел проблем с кольцами зума, но тут туговатый ход моего 24-70 объектива выпивал силы из пальцев, поскольку без передыху приходится крутить его туда-сюда. Так что качайте пальцы, господа, когда идёте снимать отборочные соревнования по смешанным единоборствам.

 Неудача. Лица обоих спортсменов скрыты. Ещё и судья там фон портит...

Неудача. Лица обоих спортсменов скрыты. Ещё и судья там фон портит...

 А вот этот кадр мне нравится, хотя и далёк от совершенства. Трудно сказать, что именно тут происходит (это минус), но можно точно сказать, что что-то очень крутое, об этом нам рассказывает язык обоих тел, и читается на лице. Атлеты выглядят действительно атлетично.

А вот этот кадр мне нравится, хотя и далёк от совершенства. Трудно сказать, что именно тут происходит (это минус), но можно точно сказать, что что-то очень крутое, об этом нам рассказывает язык обоих тел, и читается на лице. Атлеты выглядят действительно атлетично.

Ну и теперь самая соль: фокус. Многие начинающие фотографы всегда снимают используя только центральную точку фокусировки (если конечно хватило ума отключить автоматический выбор точки), да и вообще можете всю жизнь прожить, и так и не узнать, нафига вообще их туда понапихали, что может быть справедливо даже для профессиональных фотографов.

Когда мне доводилось снимать единоборства на мой старый пентакс, я пользовался только центральной точкой, но на то была дурацкая причина: вокруг всегда темень, а центральная точка всегда более чувствительная, нежели остальные. Однако это меняется от камер начального уровня к аппаратам профессионального уровня, где одинаково чувствительными могут быть часть центральных точек, да и остальные боковые вовсе не так плохи.

Именно единоборства и заставляют работать большим пальцем правой руки настолько быстро, насколько сильно вы хотите не пропустить мощный момент. Т.е. вы одновременно и кадрируете, и меняете точку фокусировки так, чтобы в фокусе было то, что нужно. Через пару часов таких съёмок камера становится начинает казаться очень тяжёлой, кольцо зума очень неповоротливым, а кнопка-джойстик - туговато-неудобной.

И так, подведём некоторые итоги, и допишем кое-чего вкратце:

  • Как всегда, во что бы то ни стало займите низкую позицию. Ложитесь на землю, если ринг на его уровне, или снимайте сидя на коленях. Хотите получить тупые дурацкие кадры - снимайте стоя, и вы их получите.

  • Для крупных планов идеален 70-200, для остального - 24-70. Можете так же взять очень широкий угол, скажем, 15 миллиметров (чем шире, тем лучше), и дождаться, пока один из спортсменов не упадёт рядом с вами, или вроде того.

  • При отличном освещении и возможности получить хороший фон (небо, или что-то однородное, чего у нас не бывает), предпочтительно прикрывать диафрагму, и это тот случай, когда в этом больше плюсов, чем минусов.

  • Динамически меняйте точку фокусировки, если освещение и фотоаппарат позволяют это делать, и если вам не оторвало большой палец правой руки, пока вы работали военным фотографом где-нибудь в Ираке.

  • Выкидывайте всё лишнее из кадра, если только вы не снимаете на фоне Ниагарского водопада, или Эйфилевой башни. В последнем случае убедитесь, что вы не обрезали шпиль.

  • Снимайте эмоции. Об этом подробнее напишу в следующем посте.

На этом базовый курс закончен, кто прочитал, приходите за дипломами. 

 Можно отдохнуть.

Можно отдохнуть.