Любимый вид спорта

Хоккей. У меня есть теория, что он любимый, потому что:

а) Это был первый вид спорта, который я начал снимать, и который затянул меня в спортивную фотографию

б) Он достаточно сложен и многообразен в плане съёмки, и невозможно в полной мере удовлетворится результатами, а значит у меня постоянное ощущение, что я вот-вот открою новое измерение, новые сюжеты, и жажда не проходит.

в) Это вид спорта, который можно снимать несколько раз в неделю. Постоянно играют команды разных возрастов, и до определённого времени хоккей я снимал больше, чем все остальные виды спорта вместе взятые.

А ещё, именно в хоккее я получил свою первую награду как фотограф, - малый кубок за лучшие фоторепортажи Ночной Хоккейной Лиги. Упоминание об этом событии было в моих ежедневных отчётах из Сочи.

И вы знаете, с тех пор, как я начал снимать ВХЛ, посещаемость Ледового Дворца болельщиками выросла в разы. Да и сами игроки решили не отставать, и не дают никому проходу в турнирной таблице этого сезона. В общем, как видите, сила фотографии неописуема, и что скромности мне не занимать.

Этот сезон начался для меня с некоторого спада. Ижсталь стала снимать матчи своими силами, и мои фотографии висели только на Спортур. Однако прямо с начала этого года я (на самом деле даже не совсем я :)) совершил great comeback! Снова сижу в нескольких сёдлах одновременно. Не буду вдаваться в подробности, но теперь фото будут так же на сайте ВХЛ и Ижстали.

Закончили с лирикой, и начали о том, как же его снимать. Или о том, как его снимает Миша Бормин.

Техника

На тему съёмки хоккея наверняка есть отдельно написанные книги, ибо тема весьма обширна, так что я раскрою только какие-то базовые вещи, а так же расскажу о специфике съёмки именно в Ижевске, именно ВХЛ, и именно матчей Ижстали.

Итак, для съёмки в условиях нашего Ледового Дворца весьма желательно иметь светосильную оптику. Как и везде у нас, зависимость от этого параметра такова, что чем более светосильная оптика у вас есть, тем больше сюжетов вам будет доступно. К примеру, имея стандартный объектив начального уровня с переменной диафрагмой 3.5 - 5.6 вам будут доступны сюжеты содержащие минимум динамики в кадре. Весьма трудно будет сделать кадр с кульбитами хоккеистов, активной борьбой, а запущенная шайба будет выглядеть как размытое тёмное пятно. Но поскольку теоретически нет нижнего предела длины выдержки, на котором можно было бы снимать хоккей, при любом оснащении какие-то сюжеты вам будут доступны. К примеру, можете сделать интересный кадр с проводкой, которая как раз требует длинной выдержи.

Однако, если брать в расчёт сюжеты с активной борьбой, то нижним пределом считается выдержка в 1/800 секунды. Практически все мои фото сделаны с такой выдержкой.

И говоря об экспозиции, мы натыкаемся на ошибку, даже нет, не ошибку, а болезнь огромного множества фотографов на пост-советском пространстве, - недоэкспонированность фотографий.

 2012 год, проблемы с экспозицией. Я выживал как мог. Точнее, как умел. А ещё точнее, как не умел.

2012 год, проблемы с экспозицией. Я выживал как мог. Точнее, как умел. А ещё точнее, как не умел.

Одна часть снимает в автоматическом режиме, давая камере решать, как экспонировать кадр, ну она и пытается сделать лёд серым, а не белым. Другая часть обосновывает недоэкспонированность шумами, ведь чтобы правильно экспонировать, нужно поднимать ИСО. Так вот, секрет состоит в том, что:

а) экспозиция выставляется по лицам, они не должны быть тёмно-серыми, или ещё хуже, скрываться во тьме.

б) уровень шумности картинки вторичен по отношению к правильной освещённости кадра.

в) регулируйте уровень шумов выдержкой

Углы

Хоккей хорош ещё и тем, что предоставит сюжеты для любых объективов, начиная от самых широких, заканчивая любыми телевиками. Если в футболе основной рабочий инструмент профессионалов - 400мм, то в хоккее чаще всего снимают на ультра-широкие углы, и на 70-200. Поскольку в Европе у профессионалов 400 2.8 - достаточно распространённый инструмент, то и он часто используется для съёмки с трибун. Давайте посмотрим на специфику каждого из фокальных расстояний.

Широкий угол всегда позволяет погрузить зрителя внутрь события. Широкий угол - это экстремум. С ним вы снимаете расплющенное о плексиглас лицо хоккеиста, находясь в нескольких сантиметрах от него; либо наоборот, помещаете себя в дальний угол стадиона, чтобы передать грандиозность события.

Средний угол на то и средний, что как-то не выделяется ничем особенным. С одной стороны всё ещё позволяет поместить зрителя рядом с действием, с другой стороны не требует, чтобы действие происходило в нескольких сантиметрах от объектива.

Короткий телеобъектив (классический 70-200) позволяет снимать крупным планом практически весь экшн, происходящий на льду, и является основным инструментом неленивых спортивных фотографов.

В то время, как коньком перечисленных фокальных расстояний является съёмка от борта, то более мощные телевики подходят для съёмки экшена только с трибун. Точка сверху даёт чистый белый фон, а большая “дальнобойность” позволяет охватить значительную часть поля вместе с воротами. В целом, особенно специфичными сюжетами для таких объективов будет съёмка экшена у ворот, а так же жёсткий прессинг у бортов. Снять эти сюжеты в сопоставимом качестве более мелкокалиберными объективами с уровня льда практически невозможно. Однако тех, кто снимает весь матч на мощные телевики называют ленивыми спортивными фотографами.

Точки

С важными настройками фотоаппарата и объективами разобрались, поговорим о точках съёмки в контексте моего обычного плана на съёмку. Точка съёмки часто зависит от контекста и редакционного или иного задания. В моём случае мне нужно обязательно сделать несколько кадров с тренерами обоих команд, - не особо сложное задание. Однако оно предполагает большие перемещения, а значит временные затраты, а я не люблю тратить игровое время на беготню. Поэтому обычно перехожу, когда положение “вне игры”. Другим фактором является эмоциональность тренеров. Стандартные, ничего не выражающие лица на фотографиях конечно нужны для снабжения каких-то нейтральных заметок, однако репортаж всегда требует эмоций. Поэтому в идеальном случае нужно предугадать, когда наступит такой момент, в который нужный тренер начнёт проявлять эмоции. К примеру, если одна из команд играет в меньшинстве, есть вероятность изменения счёта, и, соответственно, выражения тех или иных эмоций по этому поводу.

Вообще, изменение счёта является большим катализатором сюжетных моментов. Начиная от попытки поймать шайбу вратарём, заканчивая реакцией на трибунах. Как правило, это богатство позволяет снять что-то даже если вы находитесь с противоположной стороны льда. Вот некоторые из возможных вариантов:

  • Момент забития гола.

  • Радость забившей команды, и расстройство пропустившей.

  • Реакция на скамейке. Что-то могут делать игроки или тренера.

  • Реакция обоих вратарей. Вратарь забившей команды может что-то сделать на радостях.

  • Реакция на трибунах.

Реакция на пропущенный гол - довольно редкое явление, а потому особо ценна.

 Реакция на пропуск шайбы такая, что если убрать хоккеистов слева, то и не поймёшь, что что-то произошло. Однако всё смотрится по-другому, когда есть контекст.

Реакция на пропуск шайбы такая, что если убрать хоккеистов слева, то и не поймёшь, что что-то произошло. Однако всё смотрится по-другому, когда есть контекст.

Реакция забивших игроков часто феерична, и так же часто направлена в сторону своей скамейки. Для нашего Дворца это означает, что её сложно снять нормально. Для этого нужно стоять вдоль борта в районе той, или иной скамейки. Стёкла там ужасные, но ещё хуже, что засвечиваются сзади, и в итоге фотографии получаются нерезкими и со слабым контрастом.

В зависимости от желаемого сюжета поместите себя в подходящее место. Игра одной команды в большинстве повышает шансы изменения счёта, и даёт паузу, чтобы подготовиться к съёмке.

Как снимать сам экшн? Наиболее ценными являются кадры, когда он (экшн) идёт к вам в том, или ином виде. Это могут быть бегущие и борющиеся за шайбу игроки. Или если она запущена в вашу сторону, тогда ещё и взгляды игроков могут быть направлены в ваш объектив. Поэтому мои любимые точки съёмки находятся в одном из концов поля. А точнее, в его южной стороне, поскольку с северной стёкла значительно хуже, все в грязи, царапинах и отметинах от шайб.

Ну и окончание матча. Выигравшая команда празднует у своих ворот, это очень большой и эмоциональный момент. В третьем периоде у меня всегда с собой широкий угол, и перед окончанием матча, если есть желание снять празднование, я ставлю себя в позицию, с которой могу быстро выйти на поле. Мне пока не удалось сделать кадра, который бы меня удовлетворил; каждый раз я прибегаю когда пик эмоций уже в прошлом.

Особенности

В некоторых зарубежных лигах разрешается иметь специальные дыры в бортах для фотографов, поскольку, как вы знаете, фотографии снизу сильно добавляют к эпичности содержимого, в отличие от съёмки сверху или с высоты роста. У нас этих дыр нет, поэтому для некоторых сюжетов я приседаю, однако весь экшн приходится снимать стоя.

Так же у современных стадионов есть специальное место для фотографов между скамейками команд, по центру поля. Некоторые профессиональные фотографы любят снимать игру оттуда, но мне оно не понравилось, когда я работал в Сочи. Экшн всегда убегает от вас. Плюс приходится снимать под большим углом к плексигласу, и это сильно ухудшает качество картинки. Но вот чем мне нравилась эта точка, так это близостью к игрокам. Именно там я получил все мои любимые портретные фотографии. 

 Сочи, ледовый дворец Большой. Инструкции по доступу к позициям между скамеек оставшаяся после олимпиады

Сочи, ледовый дворец Большой. Инструкции по доступу к позициям между скамеек оставшаяся после олимпиады

Простора для творчества - хоть отбавляй. Мы рассмотрели только фундамент, ну а всё, что выше него, - будет продуктом вашего личного творчества и учёта контекста.

Напоследок об особенностях доступа для фотографов на нашей арене.

Доступ, как и на любых других спортивных мероприятиях, - максимален. Можно делать много такого, о чём на площадках более высокого уровня остаётся только мечтать. В первую очередь, по всей окружности арены есть коридоры для персонала, т.е. между трибунами и ареной, в то время как на современных площадках трибуны вплотную прилегают к арене, а для фотографов отведены лишь сильно ограниченные места, откуда можно снимать.

 (c) Кевин Соса. Фото любезно предоставлено моим канадским другом :)

(c) Кевин Соса. Фото любезно предоставлено моим канадским другом :)

У нас окружность ограничена только скамейками, судейской, и дурацкими стёклами. Для того, чтобы сделать достаточно крупный портрет тренера я подхожу близко к скамейкам, и спасибо командам, что никто не прогоняет. В свою очередь старайтесь не докучать игрокам лишним вниманием.

Во-вторых, никто не прогонит из штрафной комнаты в конце матча, если там никого нет. Я использую это, чтобы выбежать на лёд побыстрее.

Ну и в третьих да, после сирены можно выходить на лёд, за что так же благодарность сотрудникам Ижстали. Хотя в правилах ВХЛ ничего нет про такой запрет, могли бы и запретить. Благодаря этой свободе сообщество может наслаждаться разными уникальными фотографиями.

Так же я пользуюсь возможностью выходить на лёд во время заливки для протирки стёкол, через которые я планирую снимать. Тут важно только как следует очистить подошву. Насколько я знаю, на уровне КХЛ такой свободы нет. Стёкла там в целом чище, но всё же никто, кроме фотографа не протрёт их достаточно хорошо.